Статьи о фарфоре из Италии, Испании

Статьи:

Фарфором принято называть изделия, изготовленные из тонкой керамики, которые непроницаемы для газа и воды. Обычно они имеют белый цвет и просвечивающий тонкий слой. Обладая высокими показателями механической прочности, химической и термической стойкостью, а также электроизоляционными свойствами, фарфор широко применяется при изготовлении посуды, санитарно-технических изделий и художественно декоративны произведений высокого качества. Получение фарфора осуществляется при высокотемпературном обжиге тонкодисперсной смеси полевого шпата, кварца, пластичной глины и каолина. Благодаря развитию техники сегодня появились следующие разновидности фарфора:

  • Литиевый;

  • Борнокальциевый;

  • Циркониевый;

  • Глиноземный.

фарфор

История фарфора

Забавная история.

Жалоба одного «нового русского» другому: «Приобрел недавно фарфоровую вазу, сказали – эпоха Сун, а оказалось – подсунули Китай!»

Именно Китая является родоначальником и родиной фарфора. На протяжении двухсот лет именно китайцы владели тайнами его изготовления, а вокруг хрупкого материала разгорались настоящие шпионские страсти! Однако китайцы стойко хранили свои тайны, в результате европейцы были вынуждены составить свою рецептуру приготовления фарфора. Произошло это во время правления императора Саксонии Августа (1708 год). Затем Германия и остальная Европа стали изготавливать собственный фарфор на многочисленных фарфоровых мануфактурах. Существующие и сегодня многие европейские марки начали свое существование еще в те времена. Причем китайский фарфор считался лучшим только в прошлом – лучший фарфор в настоящее время производится в европейских странах.

Лидерами по качеству производимого фарфора сегодня признаны Великобритания и Германия, при этом немецкий фарфор прочно удерживает первенство. Как говорят знатоки, английская посуда сохраняет в себе все недостатки английской посуды, исключая чайную. Однако следует помнить, что именно Великобритания стала изобретателем «костяного» фарфора – тонкого, прочного, с матово-прозрачным цветом. С легкой руки англичан такую посуду называют bone china, что вовсе не означает, что это китайская дешевая подделка. При этом стоит обратить внимание, что недавно появившаяся в продаже и ставшая популярной толстостенная прозрачная посуда не имеет отношения к так называемому «костяному» фарфору. Изготовление ее осуществляется из стекломассы, находится такая посуда на нижайшей ступеньке качества.

К наиболее ценным качествам фарфора принято относить следующие:

  • Форма;

  • Материал;

  • Глазуровка;

  • Декор.

Материалом здесь является керамика, ведь данное понятие включает в себя все изделия, изготовленные с применением обожженной глины. В состав керамических изделий включается множество их видов, причем именно фарфор находится на первом месте среди них. Содержание каолина влияет на конечное качество фарфоровой массы, а также важное значение имеет тонкость помола пудры, которая применялась при замесе глины, плюс целый ряд особенностей технологического процесса. Фарфоровая посуда должна иметь теплый и нежный цвет, приближенный к цвету сливок. При наличии серых и голубых оттенков можно говорить о более низком качестве изделий. Для определения примесей и чистоты и тонкости помола следует внимательно рассмотреть блик – в нем будет видно наличие любых примесей. По этой причине поверхность фарфоровых изделий никогда не покрывается росписью полностью – именно с помощью «белого цвета фарфора» можно подчеркнуть его высокое качество.

Форма подразумевает геометрическую выверенность изделия – при переворачивании вверх донышком чашка или тарелка должны плотно прилегать к столу, не качаясь.

Способ нанесения рисунка также имеет свои подвиды:

  • Расписанный вручную – так называемый мануфактурный;

  • Деколь – разновидность переводных картинок.

С начала 19 века на мануфактурах фарфор расписывался ручным методом. Сегодня данный метод оформления фарфора применяется на заказ. Такая посуда очень дорога и применяется не ежедневно.

Наиболее известной в данной категории является марка MEISON. Полюбоваться таким произведением искусства можно при посещении известного магазина на бывшем Кузнецовском проспекте, нынче Мясницкой улице. Такой же уровень мастерства отличает изделия из фарфора марки HEREND, которая была создана как дочернее предприятие фирмы MEISON. Сегодня это предприятие самостоятельно и занимается выпуском коллекций, в свое время созданных мануфактурой MEISON.

Для фарфора свойственен консерватизм. Знатоками зачастую осуждается склонность итальянских и французских производителей к новаторским идеям при высочайшем качестве материала. Итальянская марка TAITU характеризуется производством лаконичной формы фарфоровой посуды с ультрасовременным декором.

Множество фарфоровых фабрик, расположенных в Лиможе, характеризуются производством посуды из фарфора, которая считается современным антиквариатом, причем об ее уровне можно судить по факту постоянно действующей в Лувре экспозиции лиможского фарфора.

Интересным фактом является тот, что у одной из фабрик по производству фарфора Лиможа не французские корни и происхождение. Открыта она была американцем Дэвидом Хэвилэндом (1842 год), который начал производство фарфора на своей родине. Перемещение фабрики в Лимож произошло по чистой случайности: по просьбе пожилой аристократки было необходимо изготовить копию блюдца, которое было разбито. Именно послужила знакомством основателя производства с фарфором из Лиможа, который полностью его покорил. Причем сегодня HEVILAND является одной из наиболее крупных фабрик, которая может изготовить на заказ точную копию любого разбитого предмета, выпущенного ею.

Аналогично «лиможскому фарфору», известна и «метлахская плитка», которая называется так в честь небольшого по размерам города Метлах, располагающегося в Германии. Именно здесь располагается штаб-квартира компании VILLEROY & BOCH, где производится декольный фарфор. Именно такая посуда из фарфора подходит для ежедневного применения.

Фирма VILLEROY & BOCH наряду с WEIMAR находятся на верхней ступеньке в производстве фарфоровой посуды ежедневного употребления. Однако стоимость такой посуды для среднего обывателя все же заставит причислить ее к парадной посуде, ведь ориентировочная стоимость сервиза из фарфора для обеда, рассчитанного на 12 персон, составляет порядка 1000-1300 долларов. При этом качество такой посуды отнюдь не страдает от ее тиражирования. Нанесение деколь осуществляется всегда вручную, что позволяет не потерять ни одного элемента росписи.

Интересна история возникновения предприятий по производству такой посуды.

Франсуа Бохом было открыто производство в 18 веке, спустя лишь 40 лет с момента получения рецепта фарфоровой массы европейскими странами. Деловым союзом вместе с браком внучки основателя было ознаменовано соединение предприятия с фабрикой конкурента по имени Николас Виллерой. Пьером Жозефом Бохом была изобретена особая конструкция печи, используемую для обжига, и это стало решающим толчком в производстве. Предприятие заняло лидирующее положение, а конструкция печи применяется и сегодня. В настоящее время во главе компании стоит уже восьмое поколение данной фамилии, а также арт-директор производства – Александр фон Бох, представитель этой же семьи. Звание дизайнера можно было получить на базе художественной школы, организованной при этом предприятии в 19 веке. Вероятно, именно тогда сложилось понимание того, что именно художником закладывается основа успеха. В настоящее время компанией ведется сотрудничество с Луиджи Коллани и Кензо, а Паломой Пикассо, дочерью известного Пабло, создаются неповторимые шедевры фарфоровой посуды.

Каждый знает, что при желании сервировать стол стильно осуществление данного стремления всегда сложно. Ведь создание костюма в одежде уже стало привычным, а на столах еще так часто соседствуют стаканы с изображенными на них паровозиками с тарелочками, на которых проглядываются невнятные виньетки. Ведь и на столе все предметы посуды должны гармонировать и соответствовать друг другу, при этом должны быть учтены привычки и предпочтения каждой семьи. Например, для обеда потребуется супница, а если фирменным блюдом хозяйки является лазанья, то следует иметь и специальную посуду для этого блюда, чтобы оно выглядело наиболее эффектно.

По этой причине зачастую покупка одного сервиза станет не самым правильным решением, гораздо правильнее и рациональнее станет покупка всех необходимых предметов посуды приобрести по отдельности. Причем важным условием здесь будет выдерживание всей посуды в едином стиле. Многочисленные возможности для этого предоставляются компанией VILLEROY & BOCH, ведь именно здесь можно найти всё самое необходимое для сервировки стола.

Высокого качества фарфор (сюда относится и «костяной) производится немецким концерном HUTSCHENREUTHER, который был основан Карлом Магнусом Хученройтером, молодым художником из Баварии. Посуду данного производителя можно встретить на рынке нашей страны под маркой «Лев». HUTSCHENREUTHER состоит из нескольких заводов, которые занимаются выпуском посуды также и для ресторанов и отелей, а также фарфоровую скульптуру.

Наиболее доступным в плане ценовой политики считается фарфор немецких производителей KHALA и "ВИНТЕРЛИНК". Также на помощь может прийти галерея фарфоровой посуды «Славянский дом» в Москве, где предлагается посуда высочайшего качества, представленная наиболее известными европейскими марками.

Также доступным для большего количества покупателей является чешский фарфор. Чехия остается известна двумя основными видами посуды из фарфора. Сюда относится «бернадот» - посуда из белого фарфора без рисунка, украшением которой является барочный орнамент, а также «цвибель» - фарфоровая посуда бело-синего цвета.

Фарфоровая посуда белого цвета с нанесенным на него синим рисунком считается безусловной классикой жанра. Такой вид декора появился из Китая. Однако основой орнамента в Китае был плод растения гранат, а европейцами такое растение было принято за лук, которым они стали украшать посуду. Название этой посуды пошло именно отсюда. Но следует быть внимательным, поскольку среди всего множества поступающей из Чехии фарфоровой посуды «цвибель» очень редко встречается. И это вызывает сожаление, поскольку ассортимент посуды данного вида насчитывает порядка 400 наименований.

Фарфор с бело-синим рисунком выпускается английской фирмой SPODE, однако такая посуда не относится к разряду каждодневной. Фарфоровая посуда SPODE является декольной, не мануфактурной, однако нанесение производится особым методом, который напоминает гравюру. Выполняется нанесение такого орнамента исключительно вручную, потому не станет удивительным тот факт, что стоимость сервиза, рассчитанного на 12 персон, составляет 50 тысяч долларов. И в настоящее время не произошло особых изменений в технологии подглазурного нанесения орнамента, изобретение которой было освоено больше двухсот лет тому назад основателем фирмы Жозайя Споуд. Благодаря разностороннему таланту этого уникального одаренного человека было обеспечено процветание компании на века вперед. Коллекции, им созданные, - «Голубая башня, «Ива» и «Синяя итальянская» выпускаются и сегодня, пользуясь успехом и покупателей. Приверженность английским традициям, особое благородство духа делают посуду из фарфора SPODE наиболее коллекционируемой в мире.

Парадная декольная посуда, имеющая классический дизайн, - посуда марок WEDGWOOD и REICHENBACH. Ракурс цен на сервизы из среднестатистического количества предметов – от 3 до 10 тысяч долларов. Такая же ценовая категория и у посуды производителя ROSETHAL, для которого потрудились известные дизайнеры Булгари и Версаче. Именно такая посуда особенно хорошо впишется в современные лаконичные интерьеры.

HERMES занимает особое положение. Основная продукция данной марки – платки, потому фарфор не производится здесь самостоятельно, а заказывается в Лиможе. Первая серия фарфоровой посуды марки HERMES имела в качестве узора все тот же цветок пиона (все стадии его цветения, начиная от бутона и заканчивая последними лепестками) с платка. Сегодня этой маркой выпускаются отдельные образцы фарфоровой посуды, которые прекрасно подойдут в качестве подарка.

Фарфор в России

Также следует уделить и отечественному российскому фарфору. Датой постройки первого завода, производящего фарфоровую посуду, считается 1744 год. Построен он был во время царствования императрицы Елизаветы около Петербурга. Название завода было Императорский. Секрет изготовления фарфора, который использовался, принадлежал русским мастерам. Имя Дмитрия Ивановича Виноградова стало синонимом первооткрывателя отечественного фарфора. Для императрицы на заводе был изготовлен сервиз с огромным количеством предметов, которые были расписаны узором из пурпурной сетки с мельчайшими цветами. И в стиле украшения чайного сервиза «Кобальтовая сетка» заметны отголоски такого же декора.

Два производителя из трех основных в России – бывший Кузнецовский завод, ныне располагающийся в Дулево, и бывший завод Гарднера, сегодня Дмитровский, - с начала своего создания ориентировались в основном на массовый спрос. С 18 века так же стал позиционировать себя и производитель VILLEROY & BOCH, однако результаты просто нельзя сравнивать. Но все же существует надежда, что расцвет российского фарфора еще повторится, чему являются свидетельством изделия, выпускаемые Ломоносовским заводом.