Мейсенский фарфор

Начиная с 1710 года в Европе стали производиться первые образцы из фарфоровой массы, а местом их появления считается город Мейсен в Саксонии.

Способ производства такого фарфора был открыт Йоганом Фридрихом Бетгером в результате долгих поисков и экспериментов. Также ему помогло сотрудничество с минерологом, физиком и ученым В. Е. Чирнхаузом, изучавшим состав недр Саксонии. Именно с его помощью Бетгером были выбраны высококачественные гончарные глины для начала производства фарфора.

С 1708 года Бетгером начинается изготовление первых образцов керамики с применением красной массы, которая отличалась твердостью. После проведения обжига эту массу можно было отшлифовывать, а также полировать с дальнейшим нанесением росписи. Далее Бетгером были продолжены поиски глины белого цвета, которая была найдена около Дрездена, в городе Ауе. Белая глина оказалась настоящим каолином, а при смешивании его с песком, кварцем и полевым шпатом был получен твердый фарфор, первый среди всех стран Европы, при этом он не имел отличий от фарфора из Китая.

Мейсенский фарфор

В честь первооткрывателя фарфора название первого периода деятельности мануфактуры называется бетгеровским – до момента смерти Бетгера в 1720 году. На протяжении этого периода в основном производились прикладные предметы, а для их украшения использовались растительные мотивы. Также встречаются вещи с росписью серебром, золотом и лаком, стиль росписи напоминает китайский фарфор.

По окончании жизни Бетгера на производстве начинает свою деятельность художник с удивительным даром росписи по фарфоровой посуде Херольд. С его приходом начался период живописной росписи. В его руках было достигнуто совершенство с помощью керамических красок, фарфоровой массы и позолоты. Происходит значительное обогащение колористической гаммы мейсенского фарфора: появляются такие цвета, как зеленый, пурпурный, красный и синий. Также добавляется изобретенная Херльдом необычная металлическая краска под названием перламуттерлюстер, дающая фиолетовый оттенок различной интенсивности. При этом выпускался широкий ассортимент изделий – сервизы, оправы для часов, туалетные наборы, вазы.

Форма большей части фарфоровых изделий до середины 18 века заимствовалась у китайского фарфора. Образцы росписи также брались с японских и китайских образцов. С течением времени Мейсенская мануфактура начинает вырабатывать новый стиль, и в нем преобладает ройкальный декоративный мотив. Херольдом было введено нанесение сплошного цветного покрытия – желтого, красного, голубого, темно-фиолетового, на котором оставлялся овальный или круглый резерв – в нем располагались декоративные мотивы различной тематики: жанровые сценки, пейзажи, цветы. Значительное место занимают изделия из фарфора, которые расписаны золотом на белом фоне.

20-е годы 18 века характеризуются выпуском в Мейсене сервизов с названиями, в которых отражается главный декоративный мотив: сервизы с желтым тигром, драконом, «луковый» с изображением граната.

По личным заказам вельмож выпускались также сервизы, которые украшались из гербы. Также активно выпускались фарфоровые вазы, оправы к женским сумочкам, туалетные наборы и табакерки, пользовавшиеся большой популярностью.

Также период расцвета произошел с началом деятельности Й. И. Кендлера, в творчестве которого отчетливо проявились отзывы причудливого и изысканного стиля рококо. Пышность пластического декора, тонкое моделирование каждой детали и применение неиссякаемой фантазии позволили сделать такой декор очень популярным, несмотря на его особую сложность.

Кендлер прославился также изготовлением двух сервизов, которые были выполнены по заказу графа Брюль и министра Сулковского. В каждом сервизе было порядка 2 тысяч предметов: ажурные корзинки, декоративные вазы, соусники, супницы, полумиски, миски, тарелки. Украшением всех этих предметов было изображение самых разных фантастических существ, амуров, нимф. Название сервиза для графа Брюля получил название «Белый лебедь», поскольку на каждом предмете этого сервиза находилось изображение лебедя. Некоторые же предметы сервиза (например, соусники) имели и форму белого лебедя.

Деятельность Кендлера и Херольда на мейсенской мануфактуре фарфора стала причиной особого расцвета данного производства, а фарфор стал особенно популярен и известен.

Семилетняя война практически полностью разрушила фабрику в 1756 году.

Возобновление производства датируется 1760 годом, однако стиль классицизма, характерные для него сухие формы не позволяли и дальше успешно развивать производство. Происходит снижение художественных качеств скульптуры из фарфора, утрачивается декоративность украшений, происходит копирование античных орнаментов и картин знаменитых художников.

Кружевные фигурки из фарфора

1744 год, и Мейсенская мануфактура начинает оживать при начале руководства ею К. Марколини.

Данный период характеризуется появлением так называемых кружевных фигурок, которые получались следующим образом: одежда, изготовленная из тюля или кружева, покрывалась тонким слоем фарфоровой массы и укладывалась на фигурку из фарфора. При проведении обжига ткань выгорала, фарфор же приобретал очертания кружевных драпировок.

Затем, в период с 1780 до 1790 гг., в стиле мейсенского фарфора начинает просматриваться отголосок декорирования севрского фарфора. Однако осле окончания жизни Кендлера заметно снижается уровень пластики, а группы и фигурки, выполненные скульптором В. М. Асье, наполнены драматизмом, а покрытие их росписью по всей поверхности не позволяет проявиться благородству самого материала.

На протяжении всего 19 века у Мейсенской фабрики продолжаются непростые времена, и лишь к началу 20-го столетия она вновь обретает свой стиль и неповторимость. Начинают применяться новые способы декорирования: применяется техника пат-сюр-пат, что значит «паста на пасту», причем фоном служит нежный охристо-фиолетовый цвет. Также используется селадоновая полива, дающая необычный эффект, кристаллические поливы.

Птицы и животные из мейсенского фарфора

Теперь в пластике находят отражение изображения птиц и животных, их манера поведения, цвет и оттенок шерсти, перьев и комический характер.

Для сервизов этого периода характерны цельные формы, изысканный декор с природными мотивами. Примером может служить «Кленовый сервиз», на котором изображались стилизованные птичьи крылья. В декоре преобладает золотисто-коричневая краска, подчеркивающая монохромный характер материала.

Вторая мировая война нанесла значительный ущерб производству Мейсенской фабрики, которая была восстановлена лишь в 1960-е годы. Маркой Мейсенского фарфора являются два меча, перекрещенные между собой, синего цвета.